Поиск по этому блогу

понедельник, 23 августа 2010 г.

Ландшафтный дизайн


                 Сад                  

      Если смотреть на сад с высоты, выглядит как комплекс, состоящий из различных форм: архитектурных элементов, травы, воды, растений. Какие же формы взять за основу? Как грамотно использовать законы воздушной и линейной перспективы и сочетать с ними правила колористики? 

      Форма — один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона посредством контура, то есть границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. 

      Оглянитесь вокруг, и сама природа подскажет вам композицию форм, которые гармонично впишутся в окружающий ландшафт. Для городской среды приемлемы чёткие геометрические схемы кругов, сегментов, квадратов и многоугольников. Именно формирование среды по линиям подчинения природы точным законам геометрии продиктовано динамичным ритмом жизни города. Прямые дороги, бульвары и аллеи, высаженные в ряд древесно-кустарниковые группы, прямолинейные цветники в стиле рабаток, зелёные скульптурные композиции — всё это способствует организованности, упорядоченности поведения городских жителей.

        Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо или плохо», давайте анализировать, почему это так, а не иначе. 

       Итак, композиция это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте — это расположение элементов в определённой последовательности, т.е. построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.
Три + два
        Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает понятие «образ сада» от набора разрозненных элементов и растений. И если у сада есть образ, то его можно сформулировать: как тему, идею, имя, если хотите. И даже если это будет сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. 
         Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности. К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок.
         Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений. Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала. Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны не верно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон...
     Повтор растений в саду также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось». Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений. 
      Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий