Поиск по этому блогу

суббота, 28 августа 2010 г.

Кто в саду главный?

             Принцип обязательной иерархии компонентов.  

    Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное? вот основной вопрос, который нужно себе задать. При этом иметь в виду, что этот вопрос тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

      Акцент в композиции выделяется формой, размером или яркостью цветового пятна. Плакучая крона - это очень сильный постоянный акцент.  

    Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное. Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну - две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

    Убрать акценты.

     Акцент — это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом, например с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой. Цвет листвы может быть и сезонным аспектом, а акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным). Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

        Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон. Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, так как та же декоративная листва или плакучая крона, безусловный акцент и в группе, и в природе.

                       В этой композиции роль доминанты круглый год играет белая пергола. В ее подчинении находятся и клематис, и шаровидный куст ивы пурпурной.

* * *
Основы композиции: пропорциональность, баланс, масштабность.
     Говоря об основных приемах композиции и их воплощении в ландшафте, нужно отметить, что все они очень тесно связаны между собой, и разделить и выделить что-то одно очень сложно. Но мы все же попробуем рассмотреть по отдельности, применительно к каждому конкретному случаю, такие понятия, как равновесие, пропорциональность и масштабность в композиции сада. 
    У Регеля находим, что «соразмерностью и пропорциональностью называется правильное по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов — к главному». Словом, пропорция — это гармоничное соотношение частей и размеров всех элементов сада. Пропорции дома в первую очередь определяют пропорции окружающих его посадок. В идеале сад должен быть пропорционален дому, площадь газона — саду, посадки — газону, и чем больше площадь сада, тем более крупные массивы посадок и ландшафтные элементы его декорируют. Конечно, многие участки не сбалансированы изначально, и дом зачастую занимает большую площадь, нависая над садом. Растительные посадки исправить подобную ситуацию могут лишь отчасти. Но то же крупное дерево или растительная группа, даже если не уравновесят большое строение, то могут послужить переходным объёмом от вертикали дома к плоскости газона. Массивы посадок в этом случае должны быть крупными. Мельтешение из штучных растений и небольших групп лишь усилит диспропорцию. 
      Еще более частая ситуация — несоответствие садовых элементов площади сада, небольшие водоёмчики и альпийские холмики зачастую теряются на свободном пространстве газона. Выходом может стать объединение нескольких ландшафтных элементов. Объединив, к примеру, водоём с рокарием и площадкой отдыха, пряную клумбу и патио, беседку и плодовый сад, мы можем получить более масштабную, а следовательно, и более соразмерную саду композицию.
      Объединение нескольких садовых элементов позволяет получить более пропорциональную композицию.

      В обоих перечисленных случаях налицо несбалансированность пространства. Что же такое баланс? Это зрительное равновесие.

      Любому естественному ландшафту видимое равновесие присуще. «Равновесие… успокаивает душу: без него лучший ландшафт испорчен и искажён — всё кажется, что чего-то не хватает»,— пишет Регель. Недаром говорят, что баланс незаметен, когда он есть, а его отсутствие всегда очевидно. Сбалансированная композиция выглядит естественно и гармонично, несбалансированная режет глаз.      

      В регулярных композициях равновесие достигается за счёт симметрии. Для большинства же наших садов актуально так называемое асимметрическое равновесие, при котором баланс достигается визуальным распределением нагрузки, соотношением правой и левой сторон сада, его переднего и заднего плана. Картина сада уравновешивается за счёт распределения элементов и растительных групп. Так крону большого дерева с одной стороны уравновесит массив кустарников с другой, декоративную сложность цветника — лаконичная плоскость газона, открытые зоны — густо засаженные участки, тенистую рощу — залитая солнцем лужайка, яркие посадки слева — спокойные растительные группы справа. В качестве примера можно привести удивительные японские сады, которым в мастерстве асимметрического баланса нет равных. Баланс может послужить и ответом на вопрос, чего и сколько нужно посадить.

        В растительных композициях сбалансированности можно достичь, изменяя, увеличивая объем и количество высаженных растений, стараясь добиться баланса (пропорциональности) каждой куртины с доминирующим растением. Нередко в композициях и дерево, и кустарник, и многолетничек под ним высаживают практически в равном количестве, что, конечно, противоречит правилам растительного дизайна. Согласитесь, группу из одной ёлочки, одного кустика и одной хосты сбалансированной не назовёшь. Составляя композицию, каждый крупный вид уравновешивают посадкой средних и мелких во всё увеличивающемся количестве, и чем меньше объём растения, тем в большем количестве оно будет высажено. Например, одно дерево уравновесит группа из трёх—пяти крупных кустарников и десяти-пятнадцати мелких. Все небольшие элементы и многолетники в том числе в данном случае рассматривают уже пятном, а не количеством.      Сбалансированности можно достичь, увеличивая количество высаженных растений. Но не стоит перенасыщать группы в видовом отношении, лучше использовать меньшее число видов и большее их количество.   

  Нужно сказать, что посадка растений большими массивами, в отличие от стремления к большему ассортименту, сразу привносит в сад уравновешенность и масштабность. Растения в монопосадках всегда производят гораздо большее впечатление. Это тот случай, когда меньше не значит хуже. Взгляните на современные стильные, минималистические сады — их лаконизм завораживает. Выразительная линия и несколько грамотно расставленных крупных пятен — отличительная черта садов от «кутюр». Выбор малого набора средств в любом дизайне определяет мастерство. Регель, в свою очередь, ещё сто лет назад называл «гармоническую простоту — крайним выражением искусства».

      Но если минимализм вашей душе неблизок, всё же не стоит забывать о понятии цветового пятна, размер которого создадут несколько высаженных или одновременно цветущих экземпляров. Чтобы садовая картина сложилась, постарайтесь, чтобы каждый цветовой мазок на ней смотрелся пятном, а не каплей. 

     Вообще, чувство меры в выборе выразительных средств позволяет избежать перегруженности сада, соблюсти определённый баланс между насыщенными и спокойными зонами. Так, очень важным фактором сада можно назвать паузу. К сожалению, нередко наши сады превращаются в один сплошной цветник. Подобная композиция сада крайне трудоемка, но, увы, неэффектна. Иной раз, глядя на подобные сады-клумбы, так и хочется прикрыть часть картинки, мысленно заменив её газоном. То есть поставить паузу, на которой глаз сможет отдохнуть, чтобы воспринимать красоты дальше. Газон же можно назвать универсальным средством объединения разрозненных элементов сада и идеальным фоном для садовых композиций. 
    Равновесие и мера - вот условие успеха.
    Говоря о масштабности, напомним, что за основу масштаба в любом дизайне берут пропорции фигуры человека, и в ландшафте все элементы композиции также соответствуют человеческому росту. Следует лишь помнить, что масштаб внешних пространств и внутренних помещений существенно отличается. В саду, где пространство ограничено лишь небом, размеры, приемлемые для квартиры, будут тесны и некомфортны. Площадь гостиной однозначно мала для беседки-барбекю, а размер типовой кухни для садовых посиделок нужно увеличить как минимум вдвое. Устраивая площадку для садовой мебели, важно учитывать возможность обойти вокруг стола, отодвинуть стул, не рискуя оступиться за край мощения, да и возможный приход гостей. Ширина основных садовых дорожек шириной от метра до полутора должна предполагать совместную прогулку двух беседующих людей, которые так же свободно должны проходить и в проёмы беседок, изгородей, калиток. Дорожки уже метра будут уместны лишь во второстепенных зонах сада и на лесных участках. То же правило относится и к ширине ступеней, высоте проёмов. Только в этом случае садовые элементы будут комфортны и сомасштабны саду.  Крупного - мало, мелкого - много.
         И ещё раз, вспомнив Регеля, скажем, что равновесие и мера — это те два условия, которые в природе могут встречаться случайно, но в любом художественном произведении (к коим, безусловно, относится и сад) являются необходимой потребностью.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий