Поиск по этому блогу

суббота, 18 сентября 2010 г.

Пейзажный сад

       Пейзажный сад, прежде всего, является связующим звеном между человеком и природой, поэтому форма сада должна иметь тесную связь с типом окружающей местности, и чем она сильнее, тем лучше. Естественные формы сада повторяют все очертания поверхности земли, имитируя изгибающийся ручей, заросшую тропинку вдоль округлых берегов водоёмов, холмы и овраги. 
      Однако нужно помнить, что в той части сада, которая непосредственно окружает жильё, должна преобладать строгость и красота форм, линий и цветов, между тем, по мере удаления от парадной части сада к пейзажной, чёткость геометрии уходит на второй план, уступая место картинности. Округлые очертания сглаживают рельефные пропорции сада и делают его образ более мягким, нежным, женственным. 


Подобную форму можно придать практически любому элементу ландшафта: гравийной отсыпке с почвопокровными растениями, газону, мощёной площадке для отдыха, подпорной стенке, подчеркивающей перепады высот, ручью, непосредственно протекающему по рельефу и впадающему в эффектный естественный или искусственно созданный водоём, сложным миксбордерам с включением разных культур: деревьев, кустарников, хвойных пород, многолетних и однолетних растений. Простыми и в то же время изящными линиями можно достичь приятного чувства спокойствия, блаженства, умиротворения и очарования садом.

                                          Линейная и воздушная перспектива

       Не менее важным элементом проектирования сада в пейзажном стиле является создание линейной и воздушной перспективы. Каждый из нас неоднократно наблюдал, как сходятся на горизонте уходящие вдаль параллельные линии, а вертикали по мере удаления становятся значительно меньше по сравнению с предметами, находящимися на переднем плане. Этот эффект как раз и носит название «линейной перспективы».

        Воздушная перспектива — это изменение яркости и чёткости самих предметов, а также их цвета. Чем дальше находятся архитектурные и растительные композиции от наблюдателя, тем расплывчатее становятся их формы и менее выразительны цвета. Пространственные изменения цвета могут по-другому ещё называться цветовой или «колористической» перспективой.

        Зная законы разных видов перспективы, можно создавать в ландшафтном искусстве иллюзии углубления или сокращения пространства, задавать направление и скорость движения, помогать человеку ориентироваться в среде. Так, прямые дорожки, длинные аллеи способствуют равномерному и довольно быстрому движению, а извилистые криволинейные тропинки позволяют регулировать темп перемещения в данном пространстве. На выпрямленных местах движение будет ускоряться, а на закруглённых, как на виражах, замедляться, что, в свою очередь, позволяет более внимательно рассмотреть наиболее привлекательные и живописные композиции, обрамляющие края дорожки. 
         Для того чтобы зрительно удлинить глубину пространства в малом саду, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Наоборот, если участок очень длинный, его можно оптически сократить, на переднем плане использовав низкие формы, а на заднем высадить более высокие растения. Приём сокращения пространства также уместен, когда необходимо включить окружающий ландшафт в площадь своего сада. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно созданы. Порой их достаточно выделить и подчеркнуть в реальной среде, сделать видимыми с нужного места. 
     Если линейная перспектива — это постоянный композиционный приём, то воздушная зависит от времени года и часов суток. Она особенно выразительна при лёгких испарениях утром, большой влажности воздуха, редком тумане и при заходе солнца.

      Воздушная перспектива, как и линейная, может зрительно значительно увеличить садово-парковое пространство. Используя на переднем плане ели, а на заднем свободно стоящие берёзы, можно промежуточные расстояния оптически удлинить. Точно так же, если в массивах вогнутые очертания заполнить растениями тёмных тонов, а выпуклые — светлых (белых, жёлтых, оранжевых), воздушная перспектива приобретает особую выразительность: вогнутые части выглядят глубже, выпуклые светлее, а все массивы в целом становятся наиболее динамичными.                                                                                              

                                                        Перспектива колорита

        С воздушной перспективой неразрывно связана перспектива колорита, создающая самые разнообразные эффекты. Создавая садовые композиции, ландшафтный дизайнер должен знать свойства красок и их воздействие на чувства человека. Растительность, обладающая красочными эффектами, должна подбираться по окраске так, чтобы цвета располагались в порядке светового спектра: от красного к жёлтому, от зелёного к синему. В природе этот порядок сохраняется.

        Так, красный цвет следует использовать исключительно на переднем плане, потому что, отдаляясь, он постепенно переходит в фиолетовый, а вдали приобретает тёмно-синий оттенок. Синий лучше выглядит на заднем плане, так как становится интенсивнее и выразительнее. Оранжевые тона по мере удаления постепенно переходят в красноватые, а вдали вообще приобретают синие нюансы. Жёлтые цвета наиболее постоянны, однако и они на перспективном плане тяготеют к зеленовато-жёлтому и синевато-голубому оттенкам. Чисто-белого цвета в природе не существует, поэтому в зависимости от соседства он меняет окрас, но чаще всего на заднем плане выглядит желтоватым. Зелёные краски, чем дальше находятся от зрителя, тем больше приближаются к синему спектру. Нейтральный серый цвет по мере отдаления становится интенсивнее и темнее, постепенно сливаясь с синевой дали. В облачную погоду растительные объекты светлых тонов обычно приобретают желтоватый оттенок, а тёмных — расплывчатый фиолетовый. Контуры архитектурных элементов и растительных композиций в это время теряют свою чёткость, стушёвываются и смотрятся как силуэты.

       Обустройство собственного «родового поместья» или маленького семейного жилища — это кропотливый, чётко спланированный, порой длительный процесс. Однако при грамотном, профессиональном подходе первоначально безжизненное пространство превратится в «милый сердцу уголок». А для этого не так уж много надо: представить себе все компоненты сада и понять их своеобразие, очень внимательно проанализировать окружающую обстановку, подчеркнуть её достоинства и обыграть недостатки. 


Фото Дмитрия Патрикеева, учебно-практический центр «Цветущая планета».
Опубликовано в Вестнике цветовода, №17 (133).

Комментариев нет:

Отправить комментарий